Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для построения и функционирования правового государства необходимо выполнение определенных требований и условий, как со стороны органов власти, так и со стороны граждан.
Государство, осуществляя реализацию прав и свобод граждан, обязано создать необходимые условия для защиты общества от различных внешних и внутренних угроз. Экономическая, политическая, социальная безопасность граждан напрямую зависит от защищенности государства. Поэтому её обеспечение является одной из главных задач органов власти.
Регулирование вопросов безопасности осуществляется на законодательном уровне. В настоящее время в России принят ряд нормативных правовых актов, закрепляющих понятие, виды, способы защиты общества и государства. Действующее законодательство в данной сфере позволяет компетентным органам прогнозировать развитие экономики страны, с учетом складывающейся обстановки, влиять на негативные социальные факторы и предупреждать совершение криминальных деяний, провоцирующих дестабилизацию в обществе.
Одной из важнейших задач субъектов Российской Федерации в настоящее время является развитие законодательной базы в наиболее подверженных рискам направлениях.
Актуальность настоящей темы заключается в том, что эффективная система безопасности субъектов Российской Федерации позволяет предотвратить такие негативные тенденции как снижение экономической стабильности, формирование экстремистских группировок, совершение террористических актов и другие. Кроме того, изучение подзаконных актов субъектов Российской Федерации в сфере безопасности является одним из малоисследованных направлений в правовой науке, в связи с чем требует постоянного анализа для выявления наиболее «уязвимых» сторон.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов власти субъектов Российской Федерации, по изданию подзаконных актов в сфере безопасности, обеспечения их соответствия с Конституцией, законами и другими нормативными правовыми актами.
Предметом исследования выступает система подзаконных актов субъектов Российской Федерации в сфере безопасности, их юридическая природа, виды, классификация, особенности.
Целью работы является рассмотрение совокупности подзаконных нормативных актов субъектов России, их влияние на эффективность регулирования правовых отношений в сфере безопасности.
При рассмотрении темы поставлены следующие задачи:
- проведение анализа подзаконных нормативных актов субъектов Российской Федерации, их видов;
- изучение вопросов правового регулирования в сфере безопасности в России;
- выявление особенностей подзаконных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере безопасности;
- исследование эффективности регулирования общественных отношений в рассматриваемой области.
При изучении данной темы были использованы труды Герич В.М., Листопад М.Е., Маханько Г.В., Малько А.В., Митусовой И.А., Казакова Н.Д. Изучены научные статьи, размещенные в электронных средствах массовой информации.
Методологические основы исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, работы отечественных авторов.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав и заключения.
1. Общая характеристика подзаконных нормативных актов субъектов Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации осуществляют правотворческую деятельность с учетом интересов общества, в целях его защиты, а также обеспечения реализации прав и свобод граждан. Для выполнения своих функций органы государственной власти субъектов России издают нормативные правовые акты.
Подзаконный акт субъектов Российской Федерации - это нормативный правовой акт, который принимается или издается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, конституцией (уставом) и законодательством субъектов Российской Федерации (15, с.12).
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (1, ст.76).
На основании изложенного, становится очевидным, что подзаконные акты имеют определенные признаки. Во-первых, они содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут. Во-вторых, обладают меньшей юридической силой, чем закон (18, с.56).
Такие признаки обеспечивают единую систему законодательства Российской Федерации, позволяют сохранить основополагающие конституционные принципы, исключают возможность действия множества однотипных нормативных правовых актов.
В теории различают следующие виды подзаконных актов субъектов Российской Федерации (16, с.10):
1. Указы (постановления) глав субъектов Российской Федерации.
Как и все подзаконные нормативные правовые акты, они должны соответствовать федеральному законодательству, Конституции (Уставу) субъекта Федерации. Указы (постановления) занимают второе место по своей юридической силе после законов субъектов федерации.
2. Постановления Правительств субъектов Российской Федерации.
Данные акты затрагивают определенные сферы жизнедеятельности, например, экономическую или культурную. Постановления регламентируют особенности возникновения правоотношений определенного вида, регулируют наиболее важные вопросы в какой-либо сфере.
3. Правовые акты министерств и ведомств субъектов Российской Федерации.
Данные акты издаются по ведомственным вопросам и имеют узкую направленность. Они призваны регулировать общественные отношения, возникающие в конкретной отрасли. Такие акты играют важную роль на региональном уровне, так как способствуют закреплению прав граждан с учетом специфики складывающейся обстановки.
4. Акты органов местного самоуправления - постановления, принимаемые по вопросам местного значения.
Несмотря на относительно небольшой круг лиц, на которых распространяются данные акты, они имеют большое значение на конкретной территории, так как являются базовыми для ряда граждан. Нормы таких актов применяются в повседневной их жизни.
5. Акты, издаваемые руководителями предприятий и организаций в пределах их компетенции.
В юридической литературе их принято называть внутриорганизационными актами. Влияние таких актов распространяется на определенный круг лиц, чаще всего работников предприятия. Локальный характер актов позволяет более детально прописать действие правовых норм в документе.
Некоторые авторы предлагают включить в этот перечень и другие акты. «Постановления законодательного органа, иные его решения, а также акты его должностных лиц и структурных подразделений должны быть основаны на принимаемых им законах. Они вне сомнений являются подзаконными актами» (18, с.68). Данный взгляд вполне имеет право на существование, так как подобного рода документы имеют свои особенности, их действие распространяется на определенный круг лиц.
Все указанные виды подзаконных актов субъектов Российской Федерации должны приниматься исходя из требований, возникающих в процессе регулирования общественных отношений.
Издание нормативных правовых актов осуществляется на основе специальных планов и программ, которые способствуют приданию этой работы системного и целенаправленного характера.
Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации являются средством для достижения целей, поставленных органами власти. В зависимости от значимости, круга лиц, на который распространяет свое действие нормативный правовой акт, осуществляется их деление. Следует отметить важность всех видов актов, так как каждый из них обеспечивает правами граждан и закрепляет обязанности, выполнение которых требуется для выполнения задач, стоящих перед государством.